4 Августа 2020
Аквапланирование
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, так как полностью теряется пятно контакта шины с дорогой.
⠀
Чтобы избежать аквапланирования, в плохую погоду необходимо контролировать скорость движения, избегать участков дороги где есть колея, не выполнять резких маневров.
Есть мнение, что в аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.
Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:
• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды
• Попадание в лужу на большой скорости
• Сильный поток воды на дороге
• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой, наличие колеи)
• Небольшая остаточная глубина протекторов
• Давление в шинах машины
• Неисправная подвеска машины
Как же бороться с аквапланированием?
Самое главное - не паниковать. Если вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля: нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной
.
Но есть одно НО: иногда аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух (если автомобиль въезжает в лужу одной стороной). В этом случае особенно важно крепко держать руль и не паниковать: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой.
Чтобы предотвратить аквапланирование:
• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь)
• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина)
• Следите за изношенностью покрышек и подвески автомобиля
• Проезжайте лужи по прямой
• Крепко и правильно держите обе руки на руле, чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу